АНАЛИЗ ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧЕНИКА И МОДЕЛИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЕ «УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК» НА ОСНОВЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ «КАНОНА ПЕРЕМЕН» (Академический вестник «Творческая педагогика» 2004г., Москва-Сочи №1).

 

В.Н. СКАКОВ

 

 Совершенно очевидно, что в работе учителя большое значение играет понимание психологии ученика.  От того насколько преподаватель понимает индивидуальное мировоззрение, мироощущение и миропонимание учащегося будут зависеть и отношения между учителем и учеником, и эффективность конечного результата обучения. Особенностью общечеловеческого мироощущения является то, что большинство людей в межличностных взаимоотношениях подходят к пониманию другого человека с точки зрения самого себя. Оценивая поведение или действия того или иного человека, каждый исходит из того, как он поступил бы сам в данной ситуации. И если поведение ученика не соответствует мироощущению учителя, то могут  возникать межличностные непонимание, отчуждение и даже конфликт.

В ряде случаев, когда учитель не может разрешить психологический дискомфорт в отношениях с «проблемным» учеником, то он  может встать на путь сознательного,  предвзятого отношения к ученику. При этом, данная позиция учителя является отнюдь не решением возникшей проблемы, а ответной реакцией и средством эмоциональной самозащиты. В данном случае, сам учитель, как говорят в Японии, «теряет свое лицо» и в какой-то степени опускается на один уровень взаимоотношений с данным учеником.

Конечно, идеальным принципом нормализации межличностных взаимоотношений в таких ситуациях был бы христианский принцип: «Относись к другому так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе». Однако в реальной жизни мы имеем дело с ситуацией когда эмоции, к сожалению,  возобладают над здравым рассудком. Но остается еще один путь, надежный и объективный, чтобы разобраться порой в непростых межличностных взаимоотношениях в коллективе. Этот путь состоит в том, чтобы понять мироощущение другого человека, его внутренний мир, его индивидуальную многоплановость. Представьте, что несколько человек одновременно смотрят в окно. Спросите их, что они видят в это время. И каждый из них ответит по-разному. Один человек обратит внимание на бездонную синеву неба, другой обратит внимание на удивительную красоту открывающегося перед ним растительного мира, третий растворится в неподдельном созерцании объектов живой природы, а кто-то увидит лишь темные и негативные  тона окружающей действительности. Находясь рядом друг с другом, мы все по-разному видим и ощущаем окружающий нас мир. Мы  все разные. Каждый из нас имеет свой конус, свой индивидуальный угол  видения окружающего мира.

 Как же тогда заглянуть в мир другого человека, чтобы лучше понять его? Занимаясь долгие годы вопросами психологии и межличностных взаимоотношений (в силу специфики своей врачебной, профессиональной деятельности), я длительное время не мог найти какой-либо универсальной системы знаний в этой области, которая помогла бы мне ответить на постоянно возникающие вопросы. Это продолжалось до тех пор, пока случай дал мне возможность в 2001 году, проходя усовершенствование по традиционной китайской медицине в Школе ТКМ «Медицина перемен» (созданной и возглавляемой Мастеромтрадиционной китайской медицины к.м.н. А.И.Фалевым)  соприкоснуться и познакомиться с уникальными и фундаментальными знаниями «Канона Перемен» . В последующем, занимаясь анализом и расшифровкой фигур гуа (триграмм и гексаграмм «Канона перемен) я увидел возможность, используя метод аналого-ассоциативного мышления  древнего человека и базисные знания «Канона перемен», подойти к идеально точному видению и пониманию внутреннего мира другого человека.

Какие практические знания в области психологии человеческих взаимоотношений может нам дать понимание базисных основ «Книги Перемен»? «Книга Перемен» была написана несколько тысячелетий назад. Как известно, изображение фигур гуа (триграмм и гексаграмм), составляющих основу «Канона перемен», принадлежит легендарному Фу Си. Заслуга и гениальность Фу Си заключались в том, что он увидел в окружающем мире наличие восьми природных информационно-энергетических сущностей, реально существующих и взаимодействующих друг cдругом, и изобразил их в линейных символах двоично-информационного  видения окружающей действительности. Так Фу Си   написал восемь триграмм в соответствии с восьмью реально существующими   энергиями природы, -- это энергии Неба, Земли, Ветра, Грома, Воды, Водоёма (Океана), Горы и Огня. Далее Фу Си увидел, что всё многообразие   внешнего мира можно свести к взаимодействию этих восьми информационно-энергетических сущностей и изобразил 64 гексаграммы, присвоив им соответствующие наименования.

Таким образом, фундаментальные знания «Книги Перемен» говорят о том, что в окружающем нас мире существует восемь природных энергий (энергии Неба, Земли, Ветра, Грома и Молнии, Воды, Океана, Горы и Огня). Каждая природная стихия имеет свои характерные свойства, определяющие как бы её индивидуальный характер. Так Небо отличается качествами творчества и созидательности (это ум, мысли, логика мышления и их возможность последующей  материализации). Качествами Земли являются трудолюбие, послушание, старание, терпение, умение подчиняться.  Природа Ветра характеризуется подвижностью, неусидчивостью, невозможностью длительное время сосредоточиться на том или ином предмете знаний, любознательностью, постоянным стремлением к поиску нового и смене впечатлений. Природа  Грома и Молнии характеризуется резкостью и неожиданностью, порой непредсказуемостью совершения действий. Вода характеризуется настороженностью, высокоразвитым чувством интуиции, чувством внутреннего волнения и беспокойства, подозрительностью, а иногда и обидчивостью. Природу Океана характеризуют такие качества, как  впечатлительность  и ранимость, странность и необычность поведения. Качествами Горы являются упрямство, упорство, противоречивость характера, нежелание видеть видимое и делать очевидное. Огонь характеризуется ясностью мышления, изначальным понимание сути вещей, душевным теплом и добротой. Данные природные стихии присутствуют как в окружающем нас мире, так и в нас самих, определяя нашу индивидуальную направленность мироощущения, миропонимания и придавая определенную векторность нашему эмоциональному самовыражению и поведению. Потенциально в каждом из нас присутствуют все восемь энергетических сущностей, но, как  правило, преобладают две из них. В каждом из нас присутствует и живет частичка Неба, Земли, Ветра, Грома и Молнии, Воды, Океана, Горы и Огня . И различным сочетанием этих природных стихий в человеке определяется его индивидуальное мироощущение.

Теперь, на конкретном примере рассмотрим, как можно использовать знания «Канона Перемен» с целью анализа и коррекции межличностных взаимоотношений в психологической  среде «преподаватель-ученик». Допустим , что у ребенка преобладает стихия Ветра. В начале, проанализируем какими качествами обладает Ветер в окружающей природе, а затем постараемся увидеть эти качества в характере человека.  В материальном представлении Ветер представляет собой движущиеся потоки воздуха. Поэтому свобода движения и перемещения характерны для природы Ветра. Находясь   в  непрерывном   движении   Ветер   легко   проникает    и   заполняет   открывающееся   перед  ним   пространство.  Он  как  бы   исследует   и   знакомится   с  неизвестной   ранее   для   него  обстановкой    и   продолжает   свое   движение   дальше.  Находясь   в  постоянном   поиске,  Ветер   мягко  соприкасается    с   встречаемыми   объектами.   Поэтому   мягкость   и   плавность   характеризуют   природу  Ветра.

Осторожное  взаимодействие  и  быстрое  исчезновение  характеризуют  Ветер.   Вы   постоянно  чувствуете   Ветер,   чувствуете   его  дыхание.    Он   находится   совсем   рядом,  Вы  слышите  шелест  листьев,   но   Вы   не  можете   увидеть   его.  Как   песок   он  проскальзывает   сквозь   Ваши   пальцы.  Как  туман  он  обволакивает  Вас,  проходит  мимо  и  исчезает,  оставляя   за   собой   ощущение  свежести,  легкости,  волнующего   беспокойства.   Определенная   недосказанность   присутствует   в  природе  Ветра.

Ветер   вездесущ   и  любознателен.  Он   все  знает,  видит  и  слышит.  Он  во   все   проникает   и  быстро  познает   суть  вещей.  Он  легко  прощупывает   и   знакомится   в   неизвестной  ранее  для   него  обстановке,  а  затем  незаметно  исчезает.   Находясь   в   непрерывном   поиске,   Ветер   не  хочет   оставаться  на  месте.   Он  торопится   дальше   к   познанию   нового   и   неизвестного.

Природа   Ветра  -   это   постоянное  движение  в  сочетании  с  порывистостью.  Это  определенная   недосказанность.   Это   неудовлетворенность   в   стоянии   на   месте.   Это  поиск   новизны   и   стремление  к  постоянной   смене  обстановки.  Это   пытливость  ума.  Это  любознательность.  Это  беспокойство   и   волнительность.  Это  легкость  в  общении.   Это  быстрое   проникновение  в  суть   вещей.  Это  обширность  знаний.  Это  изменяемая   плавность  линий.

Таким   образом,   плавность   и  порывистость,   осторожность  и  мягкость,   легкое  волнение   и   беспокойство,  ощущения  свежести  и   новизны,   стремление  к  новому   и  неизвестному,   к  свободе  и  независимости  отношений,  быстрое  проникновение  в  суть  вещей  и  легкость  в  общении  с   одновременной    возможностью  движения  в  разных  направлениях   -  являются  характерными   особенностями  Ветра.

Проявлением    природы  Ветра   в  человеке  являются   живость   ума   и  подвижность  характера,  любознательность,  легкое  волнение  и  беспокойство,  стремление  к  новому  и  неизвестному,  к  свободе   и  независимости,  легкость  в  общении,  способность   одновременно  заниматься  разнонаправленной  деятельностью.

В   своем   максимальном  выражении повышенная подвижность может переходить в неусидчивость и повышенную отвлекаемость на занятиях,  любознательность- в   навязчивое  любопытство, волнение  -  в  нервозность,  легкость  в  общении  -  в  безответственность отношений,  разнонаправленная  деятельность-  в  незавершенность и поверхностность знаний.

Таким образом, мы видим перед собой неусидчивого, «вертлявого» и беспокойного ученика, которому трудно сосредоточиться на изучаемом предмете знаний. Безусловно такой ученик отвлекает класс и мешает учителю в проведении занятий. Пользуясь методом аналого-ассоциативного мышления, мы определяем в данном ученике периразвитие стихии Ветра. И хорошо если такой ученик один в классе. А если таких учеников несколько, что делать тогда? Остается их выгнать из класса, что не редко и делает учитель. Или же, согласившись со своим бессилием, не обращать внимание на неусидчивость и те или иные выходки ученика. Но не спешите, как говорят в Японии «потерять свое лицо» (а заодно и частичку своего здоровья). 

Давайте вместе с Вами попробуем обуздать природу Ветра и выработать тактику проведения урока с данным учеником или группой учеников. Прежде всего не делайте замечания резкими, категоричными и грубыми окриками. Ведь мы говорили с Вами, что мягкость и плавность характеризуют природу Ветра. Резкими и категоричными наставлениями Вы можете только подавить психику ребенка. И не надейтесь, что он будет участвовать с Вами в освоении учебного материала. Постарайтесь высказать свое отношение к поведению ученика на понятном для него «языке Ветра», т.е. мягко и корректно.

 Далее не спешите сразу приступить к изучаемому предмету. Хотя Ветер и любознателен, ему трудно сразу настроиться на длительное восприятие знаний. Поэтому потратьте некоторое время на общение с Ветром, т.к. Ветер любит и нуждается в элементе игры с ним. А затем постарайтесь увлечь Ветер за собой. Вы как бы заманиваете Ветер в ущелье, и тогда отвесные каменистые стены последнего обеспечат длительное и однонаправленное движение потоков воздуха. И вот уже ученик включился в игру и будет способен к длительному восприятию учебного материала.

Мы говорили, что Ветер нуждается в свободе движения и перемещения. Поэтому хорошо было бы иногда сочетать умственную работу ученика с элементами физической активности. В самом простом случае, попросите ученика сбегать куда либо и что-нибудь принести. При этом Ветер «выработает» свою повышенную двигательную энергию и снова будет готов к восприятию материала.

Мы говорили, что для Ветра характерны любознательность, разносторонность знаний и разнообразие ощущений. Поэтому в процессе преподавания материала старайтесь периодически отвлекаться на шутки, приводите какие-либо интересные примеры.

Если же говорить о перспективе профессиональной  адаптации детей с природой Ветра, то для них очень важно найти область знаний и сферу деятельности, которая будет им интересна. Тогда нам удастся направить Ветер на ветряную мельницу и жизнь человека станет результативной и наполненной.

На данном примере мы проанализировали лишь особенности одной из восьми природных энергетических стихий в характере человека. Всего же, как уже говорилось, существует восемь энергетических стихий, которые в комбинации друг с другом дают 64 качественно разных характерологических типа личности. И только понимание того, что лежит в основе мироощущения конкретного человека может помочь учителю выбрать точную  стратегию построения межличностных взаимоотношений в психологической среде «учитель-ученик».

В заключении я хотел бы подвести итог, что может дать нам понимание психологии человека с точки зрения фигур гуа- триграмм и гексаграмм «Канона перемен»?.

        Во-первых, у нас появляется возможность заглянуть в свой собственный мир и увидеть особенности своего мироощущения. Ведь все в окружающем мире основывается на наличии полярностей и их постоянном противоборстве. Так и в каждом из нас есть определенные положительные качества характера, и есть те особенности характера, которые мы хотели бы изменить. Но, не понимая, что лежит в основе внутренней мотивации поведения личности, мы каждый раз пытаемся что-то изменить в себе и каждый раз сталкиваемся с трудностями это сделать. Подобно Дон-Кихоту, мы бросаемся на ветряные мельницы  и, при этом, не видим лица истинного противника. Когда мы начинаем анализировать и видеть свое мироощущение с точки зрения фундаментальных знаний «Канона перемен», у нас впервые появляется возможность понимания самого себя, своей внутренней природы. Понимание самого себя, в свою очередь, приводит к ощущению внутренней свободы и возможности человеку подняться над своими эмоциями и сделать их управляемыми и прогнозируемыми. Как говорил Фрейд: «Путь к свободе лежит через понимание».

Во-вторых, мы можем лучше понять друг друга. У нас появляется возможность посмотреть на мир глазами другого человека. И тогда действия другого человека становятся для нас более понятными и предсказуемыми. И уже не будет  внутренней раздражительности и неудовлетворенности в межличностных взаимоотношениях, которые возникали раньше. Понимая другого человека, мы становимся более терпимыми к его недостаткам. Более того, мы можем прогнозировать и предвидеть его действия и поведение.

В-третьих, понимая, что лежит в основе мотивации поведения ученика, учитель может выработать индивидуальную тактику построения взаимоотношений с конкретным учеником исходя из особенностей мироощущения и миропонимания последнего.

В-четвертых, при наличии у ученика неблагоприятных качеств тех или иных стихий, мы можем так скорректировать методику педагогического процесса, чтобы можно было сгладить неблагоприятные поведенческие реакции ученика или же способствовать развитию у него новых, более социально адаптированных  энергетических стихий.

В-пятых, нормализация психологических взаимоотношений и психологического климата между учителем и учеником будут способствовать сохранению их психического и физического здоровья.