АНАЛОГО-АССОЦИАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ, КАК БАЗИСНЫЙ ПРИНЦИП МЕТОДОЛОГИИ ТРАДИЦИОННОЙ КИТАЙСКОЙ МЕДИЦИНЫ (Медицинский альманах «Вопросы альтернативной медицины» 2003г., Сочи-Воронеж, № 1).

 

В.Н. СКАКОВ

В статье отражен оригинальный авторский подход к пониманию и осмыслению китайского «Канона перемен» (фигур гуа -- триграмм и гексаграмм) с точки зрения аналого-ассоциативного восприятия окружающего мира. На примере триграммы Ли показан алгоритм мышления древнего человека, позволяющий посредством  построения простых аналогий и ассоциаций подойти к глубинному пониманию базисных принципов и законов построения и развития Вселенной. Даны философский и медицинский аспекты триграммы Ли. Показана практическая значимость полученных знаний в работе врача, практикующего чжэнь-цзю терапию.

 

          Как   известно,   вся традиционная китайская медицина (ТКМ) основывается на универсальных знаниях китайского «Канона перемен». Однако,   читая различные тексты переводов «Канона перемен», современный специалист, занимающийся вопросами изучения и практического применения методологии «Канона перемен» в медицине, сталкивается порой с непреодолимыми трудностями восприятия и понимания тех фундаментальных знаний,   которые содержатся в изучаемом историческом каноне.Как известно, изображение фигур гуа (триграмм и гексаграмм), составляющих основу «Канона перемен», принадлежит легендарному Фу Си. Заслуга и гениальность Фу Си заключались в том, что он увидел в окружающем мире наличие восьми природных информационно-энергетических сущностей, реально существующих и взаимодействующих друг cдругом, и изобразил их в линейных символах двоично-информационного  видения окружающей действительности. Так Фу Си   написал восемь триграмм в соответствии с восьмью реально существующими   энергиями природы, -- это энергии Неба, Земли, Ветра, Грома, Воды, Водоёма (Океана), Горы и Огня. Далее Фу Си увидел, что всё многообразие   внешнего мира можно свести к взаимодействию этих восьми информационно-энергетических сущностей и изобразил 64 гексаграммы, присвоив им соответствующие наименования.

         Создав на основе двоично-информационного кода универсальную систему видения и анализа многообразного и постоянно изменяющегося внешнего мира, и, как уже говорилось выше, дав соответствующие названия триграммам и гексаграммам, Фу Си оставил для всего человечества неисчерпаемый источник знаний и мудрости, позволяющий увидеть и объяснить истинную природу всех явлений, происходящих в сфере действия таких необъятных вселенских категорий, как категории времени и пространства. Согласно  Лао-цзы: «Путь (дао) рождает одно, одно рождает два, два рождает три, три   рождает десять тысяч вещей. Десять тысяч вещей опираются на инь и объемлются ян, пульсирующая пневма (ци) осуществляет гармонию». Данные   знания, отображённые в китайском «Каноне перемен», позволяют увидеть   глубинную суть всех происходящих явлений и объяснить их на уровне взаимодействия восьми информационно-энергетических сущностей.

Знания «Канона перемен» практически применимы во всех сферах человеческой деятельности. А универсальность и глубина этих знаний таковы,   что позволяют обычному человеку увидеть невидимое в видимом, услышать   неслышимое в слышимом и, в конечном итоге, достичь вершин казалось бы невозможного и невероятного.

Структура написания «Канона перемен» состоит из линейно-круговой двоично-информационной системы изображения 64 гексаграмм, названий к каждой из них, комментариев к расшифровке общего смысла гексаграмм и  отдельных их черт. Однако, комментарии и толкования общего смысла гексаграмм и отдельных их черт принадлежат уже не легендарному Фу Си, а последующим величайшим представителям древнекитайской цивилизации,   таким как, Вэнь Ван, Чжоу Гун, Конфуций и некоторым другим выдающимся мыслителям более позднего времени. Однако, данные комментарии (впрочем, как и все последующие комментарии к «Канону перемен») представляют собой лишь отражение индивидуального понимания и видения глубинной   сути гексаграмм тем или иным философом или учёным.

Читая комментарии к гексаграммам, в большинстве случаев, современный читатель сталкивается со значительными сложностями понимания смысла их содержания. Толкования тех или иных гексаграмм давались их авторами в виде образно-смысловой информации, понятной лишь в   духе высказываний того времени, в котором они жили. Поэтому у читающего   «Канон перемен» появляется своё понимание прочитанного, зачастую весьма отдалённое от истины и зависящее лишь от степени интеллекта   и образности мышления данного читателя. В результате читатель ещё более удаляется от глубинного понимания толкований тех или иных гексаграмм. Вот почему ореол загадочности и недосказанности продолжает сопровождать знания «Канона перемен» со времён глубочайшей древности вплоть до   наших дней.

В данной и последующих планируемых статьях сделана попытка подойти к пониманию философского смысла фигур гуа-- триграмм и гексаграмм «Канона перемен» с точки зрения построения  простых аналогий и ассоциаций с природными явлениями окружающего мира. Именно так мыслил древний человек, так он познавал окружающий мир и его законы. И только такой подход может освободить  мышление современного исследователя  от неясностей и непонимания различных трактовок древних и современных авторов и дать ключ к самостоятельному, творческому и глубокому  изучению величайших знаний древнекитайской мудрости. К сожалению, современные исследователи  «Канона перемен», не понимая сути изучаемых феноменов, вынуждены обращаться к системе гадательных практик, глубоко антинаучных  по своей  природе и противоречащих самой   философии «Канона перемен». В результате появляются поверхностное и искаженное восприятие действительности, весьма отдаленное от истины. В то же время, изучение «Канона перемен» на основе аналого-ассоциативного мышления позволяет значительно глубже проникнуть в суть китайских триграмм и гексаграмм и противопоставить отвлеченному методу гадательного и мистического восприятия действительности возможность научно-обоснованного анализа и прогнозирования происходящих циклических перемен.

Сложность изучения и понимания смысла и содержания «Канона перемен» для современного исследователя связаны прежде всего с имеющимся диаметральным различием в мироощущении и мышлении древнего и   современного человека.

Древний человек жил в непосредственной близости и контакте с миром   окружающей его природы. Он чувствовал свежесть дуновения ветра, мягко касающегося его кожи. Он видел свет и ощущал благодатное тепло, живительных лучей солнца. Его поражала необъятная глубина бездонного голубого неба. Его неуклонно влекло к покорению трудно досягаемого великолепия гор. Его завораживала чарующая загадочность океана. Бурный поток реки вызывал у него тревожное ощущение страха. А яркая вспышка молнии и доносящиеся раскаты грома возбуждали в нём непроизвольный импульс двигательного беспокойства. Земля же одаривала его своим богатством и плодородием.

Будучи зависим от природных стихий, древний человек имел мироощущение, основанное на чувственно-образном восприятии окружающего   мира. Чувства древнего человека рождали образы, а последние инициировали аналого-ассоциативное мышление. В «Привязанных словах» к «Канону перемен» сказано: «В древности Фу Си был правителем-ваном Поднебесной,   смотрел вверх -- созерцал образы на небе, смотрел вниз -- созерцал узоры-следы птиц и зверей и земные соответствия, с этого и начал создавать восемь триграмм, чтобы проникнуться благой силой (дэ) духовной просветленности,  распределить по родам свойства десяти тысяч вещей».

Именно аналого-ассоциативное мышление древнего человека, основанное на чувственно-образном восприятии бытия, позволило ему увидеть и   описать базисные принципы и законы построения и развития Вселенной. В   результате древний человек имел истинное восприятие и понимание окружающего мира.

Древний человек смотрел на окружающий мир, наблюдал происходящие в нём перемены и видел, что всё многообразие постоянно изменяющегося окружающего мира происходит на основе взаимопорождения и взаимопреодоления полярностей. День сменяется ночью, холод -- теплом и наоборот. А разные соотношения полярностей   лежат в основе всего качественного разнообразия вещей и явлений окружающего мира. В трактате «Хуан ди нэй цзин» («Внутреннем каноне Жёлтого Императора») говорится: «Инь ян --   путь (дао) Неба и Земли, основные принципы десяти тысяч вещей, отец и   мать изменений и метаморфоз, корень и начало рождения и смерти, палата духовной просветлённости».

В то же время древний человек ассоциировал себя с видимым окружающим его макрокосмосом, чувствовал себя неотъемлемой и составной его   частью, проецировал качества и явления окружающей его природы на самого себя.  

Так, занимаясь искусством врачевания, древний человек переносил через призму аналого-ассоциативного восприятия качества окружающей его природы на симптомы и течение заболеваний, которые он лечил. Например, неожиданные, резкие, интенсивные проявления заболеваний он ассоциировал с энергией грома и молнии; труднопреодолимые, упорные проявления заболеваний -- с энергией горы; ощущения жара -- с энергией огня; ощущения холода, ломоты -- с энергией воды; умеренно выраженные, терпимые проявления заболеваний -- с энергией земли; динамичные, летучие признаки заболеваний -- с энергией ветра; выраженные, напряжённые ощущения -- с энергией неба; а необычные, порой, труднообъяснимые ощущения -- с энергией водоёма.

Далее, симптоматика заболеваний, проанализированная на уровне триграмм и гексаграмм «Канона перемен» соотносилась с пятью первоэлементами (Огонь, Почва, Металл, Вода, Дерево) в соответствии с теорией «у син». И здесь, именно аналого-ассоциативное мышление человека позволило ему создать стройную, действенную и эффективную модель понимания и лечения заболеваний на основе простых, образных аналогий и ассоциаций внешнего мира. Описанное древними авторами взаимодействие пяти первоэлементов на основе их взаимопорождения (Огонь, сгорая образует Почву; Почва рождает Металл; на поверхности Металла конденсируется Вода; Вода питает Дерево; Дерево, сгорая, образует Огонь) и взаимопреодоления (Огонь плавит Металл; Металл рубит Дерево; Дерево корнями разрыхляет Почву; Почва впитывает Воду; Вода тушит Огонь) позволили создать универсальную и стройную систему диагностики и лечения заболеваний.

Коррекция образа мышления, питания, применение физических и психотренирующих методик, лекарственных трав и специальных техник иглоукалывания, разработанных на основе концепций взаимопорождения и взаимопреодоления полярностей, триграмм и гексаграмм «Канона перемен», теории «у син» давали поистине чудесные результаты в лечении и оздоровлении человека.

Мы уже говорили, что древний человек ощущал свою неразрывную связь с окружающим его миром. Он чувствовал и наблюдал происходящие вокруг него природные явления и процессы, анализировал их с точки зрения аналогий и ассоциаций и трансформировал полученные знания в стройную и универсальную систему видения и понимания бытия.

На примере триграммы Ли (Огонь) проследим как, следуя алгоритму аналого-ассоциативного мышления древнего человека, можно подойти к глубинному пониманию философского и медицинского аспектов данной триграммы и применить полученные знания врачом, практикующим чжэнь-цзю терапию.

 

                                        ТРИГРАММА ЛИ                                       

      ______

      __    __

       ______

 

Триграмма  Ли   представлена  двумя   световыми   линиями  и размещенной между ними одной теневой линией. Философский смысл такого изображения триграммы означает торжество силы Света (за счет преобладания световых линий, расположенных на уместных, нечетных позициях) и наличие творческого, созидательного начала, порождаемого взаимодействием полярностей (за счет присутствия внутренней теневой линии). В то же время, в ослепительном торжестве силы Света уже невидимо скрыта зарождающаяся победа силы Тьмы (наличие внутренней теневой линии, расположенной на уместной, четной позиции). Так выпадает утренняя роса из разогретого солнечными лучами дневного воздуха при его постепенном охлаждении в ночное время. Так начинается обратный отсчет времени только что зародившихся форм жизни. Так появляется озноб на фоне длительно продолжающейся  лихорадки.

Триграмма Ли ассоциировалась древним человеком с такими явлениями окружающей природы, как солнце, огонь, свет, сияние, ясность и т.д. (включая их архитипическое значение).

Универсальным и всеобъемлющим проявлением энергии Огня в природе  является Солнце. Его основными качествами являются свет и тепло. Солнечные лучи равномерным потоком ниспадают на Землю, раздаривая вокруг   себя благодатную живительную силу. Ощущения света, тепла, ясности и   озарения несут с собой на Землю лучи Солнца. Преодолевая огромное расстояние на пути к Земле, пробиваясь сквозь толщу земной атмосферы, они   несут в себе изначальную избыточность энергии, гарантирующую им    достижения поверхности Земли. Обладая изначальной избыточностью, лучи   Солнца достигают поверхности Земли, щедро одаривая её своей питающей и    жизнесозидающей энергией. При этом, само Солнце безвозвратно излучает    свою живительную энергию, способствуя зарождению и дальнейшему   поддержанию различных форм жизни на Земле. В то же время планеты солнечной системы  также вращаются вокруг Солнца, получая его живительную энергию. Одновременно с вращением вокруг Солнца планеты вращаются   вокруг своей оси, чтобы равномерно распределять на своей поверхности поглощаемую энергию  Солнца. Данная аналогия устройства видимого макрокосмоса полностью сохраняется и на уровне невидимого микрокосмоса. Так, аналогом   Солнца в атоме является его ядро, вокруг которого вращаются электроны. В  то же время электроны, подобно планетам, вращаются вокруг своей оси. А  внутри ядра находится колоссальная ядерная энергия, сопоставимая  с энергией Солнца. Подобно тому, как энергия Солнца является основой   стабильности и жизнеустойчивости её планетарной системы, так и энергия   ядра атома является основой стабильности и постоянства атомарного и молекулярного строения вещества (чем обеспечивается закон сохранения энергии и постоянства вещества в природе).

В строении Земли мы также можем видеть аналогию строения солнечной системы. Так, аналогом Солнца внутри Земли является раскалённая ядерная    масса, вокруг которой подобно планетам совершают свои многовековые    перемещения гигантские тектонические плиты.

Таким образом, огонь -- это изначальная, основопологающая, жизнесозидающая и жизнесохраняющая энергетическая сущность.Огонь является   первостепенной основой зарождения бесчисленного множества всех   видимых и невидимых форм жизни, и способствует их последующему развитию  и сохранению. 

Всё в жизни тянется к свету и теплу. Верхушки деревьев направлены    вверх к энергии Солнца, а их корни устремлены вниз к энергии огнедышащего земного ядра. Ночная бабочка, рискуя обжечь крылья, непреодолимо   стремится приблизиться к яркому, ослепляющему свету. Разум человека    направлен на приобретение знаний и познание окружающей действительности, а его душа постоянно мечется в поисках неуловимого, ускользающего    Смысла  Жизни. Поэтому мы говорим, что Огонь обладает непреодолимой,   притягательной силой.

Огонь -- это жизнесозидающий и жизнесохраняющий Очаг. Огонь  любви рождает ребёнка. Впоследствии любовь матери невидимыми душевными    нитями оберегает и охраняет своего ребенка на протяжении всей его жизни.  Жизнь человека первобытнообщинного строя также развивалась вокруг пещерного огня. Духовный Огонь Церкви способен сплотить вокруг себя    миллионы верующих.

Движения планет совершаются вокруг Солнца, движения земной коры   совершаются вокруг ядра Земли, движения электронов-- вокруг ядра атома.  Так и жизнь человека происходит вокруг его домашнего, семейного очага.

Постоянно излучая и отдавая свою живительную и жизнесозидающую  энергию, способствующую зарождению и поддержанию бесчисленных   форм жизни, само Солнце медленно, но неуклонно угасает. Так угасает свеча, зажжённая человеческим разумом. Так угасает человеческое сердце, зажжённое божественным вселенским Духом. И тогда жизнь сменяется смертью, а торжество   материи сменяется торжеством антиматерии. И все сущее возвращается к   своему невидимому истоку, чтобы затем возродиться вновь.

Проявлением Огня в масштабах солнечной системы является само   Солнце,  в  масштабах Земли -- его ядро, в масштабах атома -- ядро атома, а  в пределах Человека проявлением энергетической сущности Огня является   его Сердце.

Проявлением Огня в природе являются солнце, свет, светлые тона, ясная  видимость, день, тепло, жара.

Проявлением Огня в природе человека являются ясность и проницательность ума, искренность, одухотворённость, душевная теплота, чувства любви, доброты; жизнелюбие, человеколюбие и оптимизм. Подобно тому, как  энергия солнца распространяется с помощью его лучей, так и душевная теплота и ясность сердечного Огня человека излучается из его глаз. Поэтому по  ясному взгляду человека мы безошибочно определяем наличие в нём энергетической сущности Огня.

В медицинском аспекте проявлением Огня в симптоматике заболеваний являются: жар, лихорадка, жжение, гиперемия, воспаление, сухость, жажда.

Следующий клинический пример демонстрирует возможность анализа симптоматики заболевания с точки зрения триграмм «Канона перемен», а также выработки тактики лечения и выбора конкретной техники манипуляций врачом практикующим акупунктуру.

Больная Л., 1955 г.р. обратилась в мае 2002г. с жалобами на боли в правом плечевом суставе с иррадиацией в правое плечо в течение предшествующих четырёх месяцев. Неоднократно проводимое амбулаторное медикаментозное и физиотерапевтическое лечение по поводу плече-лопаточного периартрита эффекта не имело. Детальный расспрос жалоб выявил, что боли в правом плечевом суставе и правой руке сопровождаются ощущением жара. Было диагностировано внедрение патогенного жара (соответствующего триграмме Ли) в область правого плечевого сустава и правой верхней конечности по ходу меридиана толстого кишечника. В лечении использовались местные точки в области локализации болевых ощущений и точка Эр-Цзянь меридиана толстого кишечника, соответствующая элементу Вода. Построение энергетического каркаса триграммы Кань (Вода), в указанных точках (в соответствии с рекомендациями Школы «Медицина перемен», возглавляемой Мастером ТКМ А.И. Фалевым) позволило получить выраженный терапевтический эффект. Был реализован принцип преодоления полярностей теории «у син» в соответствии с которым Вода гасит Огонь. Инициированная специальной техникой иглоукалывания (по принципам Школы А.И. Фалева) энергия Воды привела к тушению патогенного Огня. Интересно отметить изменение характера жалоб больной в течении проводимого курса лечения. Если перед началом лечения больная отмечала выраженные болевые ощущения, сопровождаемые чувством жара неопределённого характера, то после первой же процедуры чувство жара стало определяться в глубине мышц (по словам больной, было ощущение будто «мясо стало оделяться от костей»). В ходе последующих трёх процедур ощущение жара сконцентрировалось на ограниченном участке в глубине мышечной массы наружной поверхности верхней трети правого плеча и стало носить пульсирующий характер (аналогия с «созреванием» фурункула). После пятой процедуры ощущения боли и жара в правом плече полностью прошли (аналогия с «прорывом» фурункула) и в последующем больше не возобновлялись.

В заключении я хочу выразить слова благодарности истинному Мастеру традиционной китайской медицины Алексею Ивановичу Фалеву, направившему моё творческое мышление в область изучения и понимания необъятных знаний «Канона перемен» и предоставившему мне возможность, наряду с другими практикующими врачами, изложить своё видение и понимание универсальной  системы древнекитайских знаний.                                       

    ЛИТЕРАТУРА

1) У Цзинь, Ван Юншэнь. «Сто ответов на вопросы о «Чжоу И». Киев: Ника-Центр, 2001, стр. 25-26, 37,44.

2) «Классическая китайская чжень-цзю терапия». Под редакцией А.И.Фалева. М.: «Олимпия», 1999 г.

3) Сертификационный курс лекций по рефлексотерапии А.И.Фалева при институте повышения квалификации руководящих работников и специалистов курортного дела. Сочи, 2000 г.

4) «Дао: гармония мира». ЗАО «Издательство «ЭКСМО-Пресс», Москва, 2000 г.

                                    Продолжение следует.

 

 

                                   ЧИТАЙТЕ В СЛЕДУЮЩЕМ НОМЕРЕ.

 В следующей статье читатель продолжит своё знакомство с неисчерпаемым кладезем мудрости «Канона перемен». Опираясь на аналого-ассоциативное мышление, следуя алгоритму мышления древнего человека, на примере анализа триграммы Цянь (Небо) мы вновь проследим, как можно подойти к осмыслению фундаментальных принципов философского и медицинского аспектов значения фигур гуа «Канона перемен» и применению полученных знаний в практике чжэнь-цзю терапии.